Изучение религий в школе: цели, подходы и средства
А. Е. Кулаков
старший научный сотрудник института общего
образования МО РФ, преподаватель гимназии №1517
Какие задачи стоят перед учителем?
Глубокое изучение религии в теоретическом плане - дело специального образования, необходимого не для всех. Ведь массовая школа призвана выпускать в жизнь культурного и образованного человека с широким кругозором, а не специалиста или носителя конкретной профессии. Поэтому школьный учитель должен решать популяризаторские задачи. В нашем случае они таковы:
- в сжатой и популярной форме раскрыть философские, социологические, политические, культурные и экономические аспекты религии, как общественного феномена;
- корректно и (что очень важно) занимательно рассказать учащимся о мире религий, подчеркнув факт его многообразия;
- рассказать об истории возникновения религий, существующих в мире и в России, обстоятельствах их появления и распространения;
- познакомить учащихся с основателями, виднейшими пророками, реформаторами и выдающимися деятелями разных религий;
- занимательно осветить особенности учений различных религий (в первую очередь их этической составляющей), подчеркнув многообразие подходов к проблеме человеческой нравственности;
- описать различные религиозные традиции, которые не ограничиваются только церковной сферой, но и существенно влияют на быт, а также повседневную жизнь людей;
- познакомить учащихся с особенностями духовного и церковного искусства, а также с памятниками религиозной культуры, включая, в первую очередь Россию, а также край (город, село), где находится данная школа;
- постараться привить уважение к этим памятникам, научить приемам их изучения и сохранения;
- познакомить учащихся с ролью религий в истории нашего Отечества, а также в истории других стран мира;
- наглядно показать влияние религии на характер этносов и их историческую судьбу;
- в деликатной форме познакомить школьников с характерными особенностями психологии последователей той или иной религии, поставив при этом в качестве конечной задачи воспитание терпимости и уважения к инакомыслящим;
- научить элементарным приемам этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями религий, наиболее распространенных в России и за ее пределами;
- осветить современное состояние религиозной жизни российского общества и наиболее острые проблемы, которые в связи с ней возникают;
- защитить молодежь от разрушительного влияния опасных организаций, действующих под религиозными лозунгами;
- показать современную статистику и географию их распространения религий в России и в мире в ее динамике.
Хотя изучение религий не может быть построено на основе предпочтения какой-либо одной конфессии в ущерб другой, следует учитывать, что в истории нашей страны те или иные религии сыграли неодинаковую роль. С этим фактом необходимо считаться при отборе материала, большая доля которого будет непременно связана с православным христианством. Роль этой религии особенно внимательно и подробно рассматривается в связи с историей страны, развитием нашей культуры, российскими общественными устоями, традициями и бытом людей. Не исключено, что в ряде регионов России структуру преподавания необходимо будет скорректировать, уделив большее внимание тем религиям, которые исторически получили там самое широкое распространение.
Учащимся целесообразно давать как можно больше сведений об обычаях и традициях религий, с последователями или служителями которых они могут встретиться в жизни. Как обращаться к этим людям? Как избежать неловких положений? Как вести себя в храме, если ты попал туда случайно, например, в ходе ознакомительной экскурсии и т.д. Все эти сугубо практические вопросы должны быть максимально подробно разъяснены на уроках.
Говоря о возвышающей роли религии, не надо излишне "лакировать картинку", то есть исключать критический подход к трагическим явлениям и фактам истории, которые имели религиозную подоплеку. Однако, многие события такого рода (религиозные войны, крестовые походы, сопровождавшиеся грабежом и насилием, преследование людей за иную веру или за безверие и т.п.) зачастую связаны с элементарным стремлением людей к влиянию, к власти и обогащению. Какими лозунгами и знаменами они прикрывались - вопрос, не связанный напрямую с религией и верой.